В чатике был интересный срачик про феминизм. Как ты к нему относишься?
Я прошла через много стадий отношения к феминизму. На данный момент моё отношение
к нему больше негативное. Вопрос не в том, что те вещи, за которые феминизм борется, я считаю глупыми — это не так. С патриархальных времён остались несправедливые, диковатые для современного мира вещи. Но способы, которыми феминизм сейчас проявляет себя, у меня вызывают негативные чувства. То, что происходит сегодня – во многом истерия и позёрство. То есть, задача – привлечь как можно больше внимания, а не решить проблемы. Вместо этого обсуждается какая-то чушь и несуществующие вещи, которым большинство людей не сможет посочувствовать. Реальные проблемы настолько остаются за кадром, что мне от этого грустно.
То есть, ты считаешь, что феминизм не способен на что-то серьезное?
Нет, есть толковые вещи. Например акция #ЯНеХотелаУмирать — массовая петиция
по криминализации домашнего насилия. Вот это, наверное, впервые важная, серьёзная штука. Если бы вся их активность была такой честной, было бы классно. Люди бы делились своими реальными историями, помогали тем, кому это необходимо, вовлекали в какую-то благотворительную помощь – вот это классно. Если бы весь феминизм был таким,
я была бы «за».
Где-то пришлось столкнуться с феминизмом лично?
Была дискуссия в группе «Дизайн-выходные» по поводу женского фестиваля. «Bang Bang» организовали свою конференцию, где выступали только женщины. Предыстория такая: Наталья Климчук посмотрела на состав спикеров «Дизайн-просмотра», где был перевес мужчин-спикеров, и увидела в этом дискриминацию женщин. Она дала большое интервью РБК Pink, где рассказала о том, как женщин-дизайнерок притесняют. Мне это показалось довольно спорным, я не очень поняла аргументацию. Мне было интересно подискутировать на этот счёт – но дискуссии, к сожалению, не получилось. Причём, она и её последователи говорили, что
в «Дизайн-выходных» такая токсичная среда, где притесняют женщин, где всё вот так плохо –
а они вот такие классные. Сама дискуссия показала обратную историю. Несмотря на то, что аргументы и призывы были достаточно резкими, эмоциональными и цепляющими, срача
не было. Им отвечали на все эти провокации очень заботливо и по-доброму. Очередной плюсик
и сердечко в сторону «Дизайн-выходных».
А про феминитивы что думаешь?
Когда люди предлагают заменить «дизайнера» на «дизайнерку» и ждут, что это решит наши многовековые проблемы, – это чушь. Мне кажется, это очень жестокое отношение к русскому языку. Есть так много суффиксов, образующих женский род. Почему бы не посидеть чуть дольше полутора минут, чтобы придумать красивые, звучные, близкие твоему родному языку феминитивы, которые заботливо в него впишутся? Почему нужно брать и лепить один и тот же суффикс для всего? Режиссёрка, дизайнерка, блогерка — это больно. Я вижу в этом издевательство над родным языком. Мне очень режет уши. Для меня это халтура,
как и рекламная кампания «Рибока».
Кстати о ней. Я видел твой разбор рекламы «Рибока» в чатике. Объясни, пожалуйста, почему она плоха?
Они заменили смысл изначальной кампании «Be more human» на вызывающий и агрессивный «Ни в какие рамки». Мне очень нравится оригинальная кампания и по смыслу, и визуально. Речь идёт об адаптации. По сути, у них уже были все слагаемые — просто нужно заменить английское на русское и сделать так же хорошо. Сделали более дерзко, более резонансно. Возможно, они просто выполняли свою задачу: если бы они выпустили плакаты в той же стилистике, что и оригинал, они бы получили меньший резонанс. Ужасная реализация сыграла им на руку, потому что дала хайпа.
Мне несимпатичны смысловая часть кампании, хэштег и посыл. Мне ближе образ сильной женщины, уверенной в себе и спокойной – такой, какой она была в оригинальной кампании «Рибока». Женщина, которая хочет уесть мужчин – это не установление равенства. Эта кампания меняет местами агрессора и жертву.
С точки зрения визуализации я не понимаю, почему они не взяли оригинальную сетку
и композицию макета. На мой взгляд, они использовали непрофессиональный и небрежный леттеринг. Сама композиция – тоже спорная. Фотосессия – позы, выражения лиц героинь мне кажутся неудачными. В целом, когда я смотрю композиционно на этот плакат – он мне субъективно кажется очень плохим.
У нас в конце принято советовать книги. Что посоветуешь почитать?
Раньше я всем советовала почитать Джима Кэмпа, но для читателей «Кто студента» это
не будет новым. У меня появился новый фаворит – Марк Гоулстон. У нас чудовищно кликбейтно перевели его книги: «Как разговаривать с мудаками» и «Я слышу вас насквозь».
Для иллюстраторов, особенно начинающих, я бы рекомендовала Феликса Шайнбергера. Для тех людей, которым хочется начать рисовать, но нет мотивации – это хороший стимул. Ещё я очень люблю книжку Майкла Джанда «Сожги своё портфолио». Мне кажется, она по принципам довольно близко перекликается с принципами Бюро.
По типографике – Эрик Шпикерман «О шрифте», она очень крутая. Чисто с эстетической точки зрения — Джессика Уолш и Тимоти Гудман «40 Days of Dating». Еще была коллаборация
у Тимоти Гудмана с маркерами «Шарпи» — «Шарпи-бук». Это книги можно заказать через интернет, у них нет русских версий.
Ещё я очень люблю книжки Яны Франк. Давно не перечитывала, но в своё время, лет пять назад, они меня очень радовали, мотивировали и вдохновляли. У неё есть большая серия
и по дизайну, и какие-то более творческие работы. Есть книга «Муза, где твои крылья» — она классная.